Мошенники с помощью описанных ниже схем пытались украсть с банковских счетов более 24 млрд руб. средств клиентов. Из-за действий злоумышленников с карт граждан было несанкционированно списано около 1,4 млрд руб. – на 44 % больше, чем годом ранее.

Самой распространенной схемой мошенничества эксперты проекта ОНФ «За права заёмщиков» называют фишинг (34 % упоминаний от общего количества). Это вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам, паролям, данным кредитных карт, номерам телефонов, паспортным данным и другим персональным данным путем создания ложных ресурсов, копирующих дизайн легальных финансовых организаций. Одна из разновидностей последнего времени – реклама каналах видеохостингов, обещающая оплату за участие в опросах, при переходе пользователя по ссылке могут быть похищены персональные или финансовые данные.

Следующей по распространенности эксперты Народного фронта назвали схему, когда преступники маскируются под представителей кредитных, финансовых и страховых организаций (21% упоминаний от общего количества). Довольно часто в своих отзывах и жалобах на такой вид мошенничества граждане уточняют, что злоумышленники заказывают такси для клиента и приглашают подъехать в отделение банка, чтобы провести нужные мошенникам операции в банкомате или платежном терминале.  Часто для рекламы мошеннических ресурсов привлекаются известные медийные персонажи, артисты, блогеры, что в несколько раз повышает успешность обмана за счет популярности этих амбассадоров.

Третий по распространению способ мошенничества в Сети – это привлечение средств граждан в рисковые проекты, которые заведомо не принесут дохода или не существуют в реальности (финансовые пирамиды, проекты по разработке соляных месторождений). Количество упоминаний и публикаций на тему такого вида мошенничества составляет 16% с начала года.

Похожий вид мошенничества – привлечение инвестиций граждан в форекс-проекты с обещанием ставок выше рынка (под 20% и более), привлечение инвестиций в криптовалютные проекты (ICO), которые не имеют ценности. Эксперты ОНФ подчеркнули, что если в прошлом году доля сообщений о псевдофорексе и подобных инвестиционных предложениях была не более 7%, то в этом году количество сообщений и упоминаний возросло уже до 13%. Эта категория мошенников активно развивается, и все чаще стали появляться журналистские расследования на эту тему с упоминанием поддельных сайтов бирж и личных кабинетов доверчивых граждан, желающих заработать на инвестициях.

Подделка или кража электронной подписи физических лиц с помощью поддельных документов или доверенности для несанкционированного оформления финансовых продуктов, совершения сделок, направленных на изменение гражданско-правовых отношений, занимает пятую строчку рэнкинга сетевого мошенничества с показателем 7%. К этому виду мошенничества эксперты ОНФ также отнесли оформление микрозаймов онлайн или случаи отчуждения недвижимости.

Фишинг проявляется и в новой форме – как звонки с поддельных номеров от лица службы поддержки банка. Если вы перезвоните на такой номер, то услышите записанное звуковое меню колл-центра банка. Однако вне зависимости от выбора услуги вы попадете на одного и того же оператора. Диалог будет сводиться к выманиванию нужных злоумышленнику сведений – SMS-кодов, PIN-кода и (или) CVC\CVV-кода, которые дают полный доступ к счету. Номер входящего звонка может быть похожим на официальный номер финансовой организации или совпадать с ним.

Несмотря на это, нужно оборвать разговор и связаться с банком самостоятельно по телефону с официального сайта или номеру, указанному на вашей карте. Это пример так называемого слепого фишинга, когда массово проводится рассылка от имени и под видом популярных сервисов. Более опасен целенаправленный фишинг, когда злоумышленники собирают информацию об атакуемой цели из открытых источников – из соцсетей, ресурсов поиска работы, с досок объявлений, форумов. Анализируя информацию, мошенники могут разработать схему, использующую поведенческие и интеллектуальные особенности человека – его увлечения, вкусы, группы общения. В процессе коммуникации человеку может быть предложена интересная ссылка, сайт ложного интернет-магазина и подобное, при переходе на которые произойдет перехват конфиденциальной информации.