Школа словно муравейник… На первый взгляд кажется, что дети снуют туда-сюда без дела.  Однако, приглядевшись, видишь: они переходят из класса в класс (которые сегодня превратились в аудитории), что-то отмечают в своих листах… Старшеклассники, собравшись в группы, вообще ушли из школы... Нет звонков ни на уроки, ни на перемены…  Что происходит?

… А это в ДСШ № 2 «День без классов и уроков». Об этом необычном мероприятии рассказала заместитель директора по методической работе Татьяна Владимировна Досмухамедова.

Идею провести такой день предложила Нина Николаевна – директор школы. Побывав на августовском краевом педагогическом совещании, она приехала с новыми идеями, новыми планами, нацеленными на повышение качества образования в школе, на достижение новых образовательных результатов. Реализация идеи стала возможна, когда группа учителей обучилась на курсах повышения квалификации по теме: «Система коллективного способа обучения на основе индивидуальных образовательных программ». Появилась ясность в представлении формы проведения такого дня – модель коллективного способа обучения на основе индивидуальных образовательных программ.

Однако, чтобы провести «День без классов и уроков», предстояло кропотливо поработать. Прежде всего, обучить учителей, дать им возможность прожить эту модель, увидеть её изнутри, понять свои задачи и функции, определить своё место в этом мероприятии. Затем наметить цели и задачи «Дня…», разработать программу, составить списки учащихся, подготовить учебные модули и производственные занятия.

Н.Г. Перепейкина и Н.В. Порунова очень серьёзно и ответственно подошли к разработке этого мероприятия.  Наталья Владимировна Порунова отвечала за организацию и проведение занятий со старшеклассниками, а Наталья Геннадьевна Перепейкина – за работу с учащимися 5-8 классов. Задействовано было 245 учащихся (все, кроме обучающихся начальных классов), администрация и все педагоги школы, которые были предварительно обучены на методическом семинаре.

Все очень волновались, ведь такое мероприятие проходило в школе впервые.

День начался с общешкольной линейки, на которой директор школы Нина Николаевна Иванова поприветствовала ребят и коллег и поставила перед ними задачи на день. Она пожелала всем плодотворной работы и удачи. Потом учащиеся вместе с педагогами разошлись по классам, чтобы составить индивидуальную образовательную программу. Каждый старшеклассник выбрал по одному учебному модулю и по одной практике из предложенных в программе «Дня…».

Учащиеся средних классов  имели более разнообразный выбор: обязательно по одному учебному модулю, по одному производству или клубному занятию или проект. Когда программы были составлены, ребята вернулись на Пульт управления (им стал на время малый спортивный зал) к Стене Возможностей, где необходимо было отметить свой маршрут. Так образовались сводные разновозрастные группы, которые отправились на первую ленту.

Первая лента – учебные модули  –  прошла незаметно. Чтобы заинтересовать ребят, разнообразить их деятельность, педагоги использовали различные формы обучения, такие, как лабораторная работа, эрудит-круиз, познавательная и экологическая лаборатории, исторический квест, виртуальная экскурсия и т.п., применив в учебной деятельности базовые методики технологии коллективного способа обучения.

На второй ленте, организовавшись в новые сводные группы, старшеклассники отправились на профессиональные пробы. Предварительно Нина Николаевна договорилась с руководителями предприятий и учреждений села Дзержинского об экскурсиях к ним учащихся. Сопровождаемые педагогами дети побывали в Центре внешкольной работы, в Дзержинской районной больнице, МЧС, филиале Канского техникума отраслевых технологий и сельского хозяйства, в аптеке «ИП Андреева Н.П.», филиале «КрайДЭО», в ветеринарной лечебнице, Россельхозбанке и даже в Усольской художественной галерее.

Везде ребят принимали радушно и приветливо, рассказали о работе учреждения и организовали проведение «круглого стола», где обсуждались вопросы, заданные ребятами. У каждого старшеклассника был дневник наблюдений, в котором он записывал свои впечатления, мысли, вопросы. Ребята вернулись с экскурсий с сияющими от восторга глазами, вдохновенно рассказывали о тех местах, где они побывали, получили и удовольствие, и удовлетворение. Многие либо укрепились в своём выборе будущей профессии, либо определились с выбором.

А в это время в школе для учащихся 5-8 классов была организована производственная и клубная деятельность. В семнадцати аудиториях их ожидали интересные встречи, необычные занятия: творческая лаборатория «Проба пера», создание фильма, декор стены «Полёт бабочки», лаборатория по определению чистоты воздуха, алмазная живопись, скрапбукинг и многое другое. Ребята переходили из одной аудитории в другую согласно своему маршруту, не забывали отмечаться у Стены Возможностей. У многих в руках были интересные поделки, открытки, рамки и даже картины. Всё было слаженно, размеренно, своевременно, организаторы учли каждую мелочь, каждую минуту. Педагоги были каждый на своём месте и в своё время, а у ребят хватило времени и на учёбу, и на отдых, и на обед.

Заключительным этапом «Дня без классов и уроков» была работа в постоянных рефлексивных отрядах и совет командиров, на котором состоялась рефлексия дня. Сначала ребята поработали в постоянной группе, избрав командира и ответив на вопросы, предложенные организаторами. Затем, выбрав двух делегатов от группы, направились на совет командиров. У старшеклассников рефлексию проводила Н.В. Порунова. По её предложению командиры, от имени отрядов, делились своими впечатлениями от проведённого мероприятия, высказывали свои мысли и предложения. Особенно много хороших, добрых слов было сказано по поводу профессиональных проб, старшеклассники говорили о важности таких экскурсий для принятия решения о выборе профессии, для самоопределения. И вообще было видно, что никто не остался равнодушным: и дети, и учителя были активны, искренни и удовлетворены тем, что происходило в этот день в школе.

С учащимися 5-8 классов рефлексию провели Н.Г. Перепейкина и Т.В. Досмухамедова. Они предоставили слово и командирам, и присутствующим на совете педагогам и школьникам. Все были единодушны в том, что день удался. Согласно обозначенному девизу, «мы смогли, у нас получилось». Особенно понравилось ребятам то, что не было звонков, что у них была возможность поработать в одной группе с учениками других классов и с другими учителями, что в школе было спокойно и тихо, никто не испытывал какого-либо напряжения или тревоги, напротив, все чувствовали себя комфортно, свободно, и это придавало новые ощущения, поддерживало интерес к занятиям.  Большинство детей выразили желание проводить больше таких дней.

По окончании занятий, когда учащиеся разошлись, состоялась рефлексия учительской кооперации. Надо было подвести итоги, детально рассмотреть весь ход «Дня…», отметить успехи и промахи, чтобы ответить на главные для педагогического коллектива вопросы: возможна ли такая форма работы для достижения новых образовательных результатов? Приемлема ли она в условиях нашей школы?

Директор Нина Николаевна сказала о том, что педагогический коллектив достиг тех целей, которые были обозначены на сегодняшний день: условия для формирования универсальных учебных действий, для самоопределения учащихся были созданы. Она поблагодарила организаторов мероприятия и педагогов за ответственный подход к работе и каждому предоставила возможность высказать своё мнение.

Педагоги отметили достаточно высокий уровень организации и проведения мероприятия. Конечно, были кое-какие замечания, которые можно и нужно исправить, чтобы в следующий раз провести «День без классов и уроков» (это решено сделать в марте) на ещё более высоком уровне.

… День без классов и уроков прошёл. Он уже стал историей школы и станет её новой традицией. И как всегда, весь педагогический коллектив школы, руководимый мудрым, инициативным и неутомимым директором, находится на передовых позициях и стремится вперёд, к новым свершениям, отвечая на запросы времени и общества.