Представьте себе, что вы стоите перед дверью, ведущей в неведомое. Вы утомлены, раздражены, ваши мышцы напряжены, вы так устали и нет никаких сил. Что делать, куда бежать…  вы открываете эту дверь! А за ней… мерцающий звездный ковер. Вы осторожно делаете шаг, и разноцветный ливень обрушивается на вас сверху: тысячи звездочек-капелек касаются вашего лица, стекают на руки и дальше по телу — к ногам. Вы идете вперед по сенсорной тропе к высокой колонне, внутри которой бурлят-переливаются всеми цветами радуги живые пузырьки. И в этой круговерти шныряют разноцветные рыбки — вверх, вниз, вверх, вниз…

Вы опускаетесь в пуфик-кресло с гранулами и чувствуете как он принимает форму вашего тела. Тихая, спокойная музыка наполняет вас, и откуда-то сверху доносится серебряный перезвон колокольчиков. Вы закрываете глаза. Вам хорошо. Уходят тревоги и страхи, напряжение сменяется полным покоем. Вы расслаблены.

В такой волшебный мир мы попадаем с вами в этом году ежедневно. И это – СЕНСОРНАЯ КОМНАТА! Комната психологической разгрузки, комната – волшебства и превращений.

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения.

Обладая врожденной защитой, ребенок очень чутко реагирует на происходящие в обществе изменения в системе внутри семейных отношений и социально культурного общества, в которое он попадает в первые годы своей жизни. В связи с кризисным состоянием современного общества увеличивается число заболеваемости и инвалидности детей в ранние годы.        Школьное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, т.к. развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Большинство родителей заинтересованы в здоровье своих детей, но сами самостоятельно с этими проблемами справиться не могут. Поэтому обращаются к помощи психолога.

Итак, сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в развитии. А также для улучшения качества жизни здоровых людей.

Что нам дают занятия в сенсорной комнате:

- Тренинги -  уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;

- Коррекционно-развивающие занятия -  направлены на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия, уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;

Общение - которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.

Оборудование в сенсорной комнате

Панно «Звездное небо»  - когда дети рассматривают ковер со звуками журчащей воды и пением птиц, происходит релаксационное воздействие; концентрируя внимание на изображение, слушая звуки природы – а это способствует развитию аудио – и визуальных представлений.

Пуфики  и кресла с гранулами – сидение напольное с пенополистирольными гранулами (поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела, а легкие гранулы оказывают мягкое, приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет мягкого точечного массажа).

 «Детский уголок с пузырьковой колонной» это оборудование эффективно для стимуляции зрительных и тактильных ощущений (зеркало помогает визуально увеличить пространство), музыка и легкий свет оказывают терапевтическое воздействие – успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие.

Стол для рисования песком – развитие мелкой моторики, воображения.

Сухой бассейн – возможность расслабления мышц спины, шеи, что очень важно для осанки.

В зависимости от целей и задач занятий с детьми в сенсорной комнате, я применяю дополнительное оборудование: различные игрушки и материалы. Например, мягкая игрушка несет успокаивающую, стабилизирующую функцию, а мягкую подушку в народе называют подружкой.

В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. В этой комнате с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между психологом и детьми. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятная музыка – все это создает ощущение покоя и умиротворенности.

Структура занятий состоит из следующих этапов:

Разогрев детей, то есть упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей;

Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, зачитывание художественных текстов или рассказывание сказки либо истории;

Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где я являюсь организатором дискуссии и подвожу детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы;

Рисование по теме (с диагностической, профилактической или коррекционной целью);

Игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной сферы детей; проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью коррекции нарушений в сфере межличностных отношений; игры на формирование адекватной самооценки, на гармонизацию личности ребенка;

и Расслабляющие упражнения – как итог занятий.

Дети с удовольствием посещают сенсорную комнату. Купаются в сухом бассейне, отдыхают в шатре под куполом мерцающих звезд, фантазируют с песком и камушками, ходят по успокаивающей дорожке и еще очень много проводится для них интересных, успокаивающих, развивающих занятий.

Если каждый день для ребенка будет насыщен красотой и сказочностью, если каждый миг он будет чувствовать  присутствие доброты и внимания со стороны взрослых, если вместо крика и грубости он будет окружен вниманием, лаской и любовью – мир для этого ребенка станет ярким, желаемым и доступным. А из этого делайте выводы…